Личный сайт воспитателя Паниной Марины Васильевны
Использование развивающих игр и технологий в образовательном процессе ДОУ.Использование развивающих игр и технологий в образовательном процессе ДОУ. В дошкольном возрасте развитие личности ребенка и всех его способностей значительно успешнее происходит в игре, чем на занятиях. Игра,которая способствует развитию какого-либо интеллектуального или физического навыка ,является развивающей. Развитие — всегда появление чего-то качественно нового: отношения к миру и к другим людям, способностей, желаний, интересов и побуждений к действию. Это всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок сам что- то придумывает, создает, к чему-то сам стремится.В ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом, не замечает того, что он развивается, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и открытий. Развивающая игра — не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии, а специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий. Цель игры должна формулироваться как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка, а не как передача конкретных знаний, умений и навыков. Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Достичь такого восприятия можно при построении замысла игры с опорой на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Чрезвычайно важна роль воспитателя в игре дошкольников. Чтобы она действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. В то же время взрослый организует и направляет ее — он помогает детям преодолевать затруднения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей. Совмещение взрослым двух разных ролей — участника и организатора — важная отличительная особенность развивающей игры Благодаря тому, что развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях (поэтому необходимость в закреплении новых знаний отпадает). Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в собственных играх — важный показатель развития творческой инициативы ребенка. Кроме того, многие из них учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает творческие возможности и способности. Развивающая игра — довольно эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Развивающие игры-это те игры ,которые способствуют развитию ребенка (мелкой моторики,речи,мышления,памяти,воображения,творческих способностей. смекалки ,логики и т. д.),в следствии чего вырабатывается лаконичная и точная речь. В нашей группе выделяются зоны (центры): - зона сюжетно-ролевых игр ; - зона для игр со строительным материалом ,конструкторами, дидактическими играми ; - учебная зона ; - физкультурно-оздоровительная зона; - литературная зона ; - экологическая зона ; - зона художественно-творческой деятельности детей. Предметно развивающая среда в группе организована с учетом возраста, возможностей детей ,способствуя развитию личности каждого ребёнка, учитывая закономерности психического развития детей, показателей их здоровья ,уровня общего и речевого развития.При создании среды учитывали возможность играть и заниматься разными видами деятельности отдельными подгруппами .Пособия и развивающие игры расположены в доступе детям. Создан игровой Легоцентр «Конструкторское бюро» ,строительный уголок совмещен с подиумом ПДД. В развивающих играх мы старались объединить один из основных принципов развивающего обучения «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр -забав через игры к задачам учебно-познавательной деятельности. Для более результативного использования дидактического материала была создана соответствующая развивающая среда в группе: приобретены наборы блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, «Логические экраны», «Математический планшет» «Сложи узор», «Обучающая азбука» «Составь слово» , «Головоломки» ,«Геометрические наборы»(Танграм ,Колумбово яйцо,Геоконт и др.) ,«Игры Никитина»серия «Сложи картинку» «Прозрачная цифра» «Математические рамки -вкладыши» , изготовлены игровые пособия, оформлен уголок математического развития. Для развития конструктивной деятельности приобретены конструкторы «Лего» «Лего-Дупло» «Математический планшет» , «Тико», Деревянный строитель На развитие способностей детей направлены, содержащиеся в игротеке, развивающие познавательные игры «Сложи узор», «Точечки», «Сложи квадрат», геометрические конструкторы («Танграмм», «Колумбово яйцо» и др.) По всем видам развивающих игр созданы картотеки и папки с образцами поделок . Головоломка «Чудо – крестики» «Чудо – крестики» является многофункциональным пособием для развития у детей математических и творческих способностей. Это пособие помогают ребенку освоить и формы, развивают умения сравнивать и анализировать, формируют понятия целое и части. В ходе игры у ребенка развиваются воображение, фантазия, ловкость рук, он учится использовать схемы для решения поставленных задач «Сложи узор»- из содержимого этой маленькой коробочки рождаются причудливые узоры, цифры, буквы, симпатичные животные и ещё много всего интересного. А главное, создаёт их сам малыш! "Прозрачная цифра» -выкладывание цифр из частей ,номеров телефонов-01,02,03,04 и др. «Головоломка-мозаика.»- направлена на развитие пространственной ориентации.умения сопоставлять настоящие предметы с их схематическими изображениями «Игровизор»С помощью игровизора происходит закрепление навыков порядкового счета, решение простых арифметических задач. Закрепление ориентировки на листе бумаги, совершенствование соотношений цвета, формы и величины. Закрепление понятий «слева» и «справа». «Математическая корзинка» Складывая "грибки" в "корзинки" и заполняя "корзинками" ячейки игрового поля, ребенок учится основным математическим операциям, устному счету, развивает мелкую моторику. Это пособие, которое поможет ребенку с веселыми героями зверятами-цифрятами буквально «на ощупь» закрепить счет, уяснить состав чисел, а также понять смысл сложения и вычитания. «Математический планшет» - позволяет ребенку освоить начала геометрии, основы математики (счет, величина, форма, ,ориентирование в пространстве и во времени). Содействует развитию памяти. внимания, мышления и другие игры Воскобовича «Квадрат Воскобовича», «Геоконт». По методике Воскобовича разработана «технология», где ребенок с помощью игр попадает в развивающую среду «Фиолетовый лес» .Приобретена Книга Т.Г.Харько «Сказки фиолетового леса». Она способствует становлению процессов внимания памяти ,умению анализировать и сравнивать , позволяет от лица героев преодолевать препятствия и получать результат .Но недостаточное оснащение этой технологии не позволяет использовать ее шире. Добиться определенных результатов помогает применение и других игровых и учебно – игровых пособий развивающего характера, таких как логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, развивающие игры Никитиных. В содержание игр и игровых занятий могут включаться приемы мнемотехники, которые способствуют совершенствованию памяти. Дидактические средства позволяют развивать восприятие и мышление детей, внимание и память, самостоятельность и инициативность. Развивать пространственное воображение детей, а также формировать геометрические представления позволяют счетные палочки Кюизенера. Простые школьные счетные палочки также широко используем в работе на ФЭМП и в свободной деятельности .По предложенным образцам дети выкладывают контуры предметов ,выполняют задание на преобразование предметов . Для более интересной деятельности создана игра с выкладыванием форм на сюжетной картине,что позволяет использовать пособие для составления рассказов и беседе по содержанию картины. Эффективным стало применение палочек Кюизенера в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками Дьенеша). Игры и упражнения с логическими блоками и палочками Кюизенера дети применяли не только на занятиях, но и в свободные часы. Дополнение игр и упражнений с блоками другими развивающими играми и игровыми заданиями помогало детям преодолеть интеллектуальные трудности. С большим интересом дети играют с конструктором «Снежинка»(большой и маленький). Нами была создана картотека и схемы возможных поделок из этого конструктора.Дети с удовольствием работают по схемам и придумывают свои поделки с дальнейшим обыгрыванием и общением друг с другом .Но ,к сожалению ,для вовлечения большего количества детей и создания больших построек недостаточное количество деталей конструктора . Стараемся привлекать к использованию развивающих игр и родителей .Для этого выпускаем папки-передвижки с советами и рекомендациями «Как можно разнообразить совместную игровую деятельность дома» ,«Знакомимся с Блоками Дьениша», «Поиграем с палочками Кюзейнера».В группе знакомим родителей с современными развивающими играми. В индивидуальных беседах знакомим родителей с достижениями ребенка, пользой развивающего обучения для успешного усвоения знаний,и последующего обучения в школе. Должна прослеживается выстроенная структура взаимодействия воспитатель – дети - родитель. Для этого подходят различные формы работы с детьми и родителями, рациональность и последовательность их применения. Достоинства игровых технологий :игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы детей - внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение; игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность; одним из главных достоинств является повышение интереса к изучаемому объекту практически у всех детей в группе; посредством игры задействуется ближняя перспектива в обучении; игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего дети получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.
3 октября 2017 в 18:20
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.